Аутизм (ранний детский аутизм), тяжелая аномалия психического развития ребенка, характеризующееся главным образом нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Диагностически важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет. Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков заболевание в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света. (Отметим, что термин «аутизм» употребляется и в широком смысле как обозначение крайней степени отчужденности, ухода в себя – состояния, наблюдаемого чаще всего при шизофрении).
Лечение аутизма
Назначается соответствующая диета и применение лекарств, успокоительных средств, чтобы улучшить общее состояние ребенка.
Кроме того, сейчас существует масса методик и наработок, направленных на лечение или коррекцию аутизма. Например, терапия общения помогает выработать у ребенка независимость, самостоятельность и навыки социальной адаптации. Здесь важно также способствовать выработке навыков общения посредством языка жестов и других различных методов (невербального общения). Аудио-вокальная тренировка и аудио-обучение направлены на последующую адаптацию ребенка-аутиста так же, как и терапия конфликта, основным методом которой служит насильственное объятие «forceal holding», или холдинг-терапия. Этот метод также носит название «форсированной поддержки» и был впервые предложен М. Welch (1983). Он состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, т.к. именно отсутствие этой связи нередко считается основным нарушением при аутизме.
Кроме того, необходимы постоянные занятия специализированной лечебной физкультурой. Это нужно для того чтобы ребенок научился правильно владеть своим телом.