Top.Mail.Ru
Услуги врачей Обследования Лечебные процедуры Медосмотры и справки
Аллергология-иммунологияВакцинацияВедение беременностиВызов врача на дом в Казани
Вызов педиатра на домГастроэнтерологияГинекологияДерматовенеролог
КардиологияКосметологияМаммологияМануальная терапия
Мезотерапия для волосМезотерапия лицаНеврологияНефрология
ОнкологияОртопедия-травматологияОтоларингология (ЛОР)Офтальмология
ПедиатрияПроктологияПульмонологияРевматология
Сосудистая хирургия (флебология)ТелемедицинаТерапияУрология
ХирургияЭндокринология
АнализыКолоноскопияМаммография (цифровая)УЗИ
ФГДС желудка в КазаниЦифровой рентгенЭКГ
АутогемотерапияГипокси-гипероксическая процедураЛАЕННЕК-терапияЛазерная коррекция сосудов АЛЬМА-ЛАЗЕР
Лазерная косметология от АЛЬМА-ЛАЗЕРМагнитотерапияМассажПроцедурный кабинет
Рефлексотерапия (иглоукалывание, акупунктура)ТЭНС-терапияУдарно-волновая терапия (УВТ)Ультразвуковая терапия
ФизиолечениеЭВЛК
Больничный листМедосмотр для ГАИ (ГИБДД) в КазаниМедосмотрыПрофосмотры
Справки

Аптеки 36и6

Бывший владелец аптечной сети «36,6»: «Фармацевтический рынок становится нестабильным и непредсказуемым»

Основатель и владелец татарстанской аптечной сети «36,6» Артур Уразманов продал свое детище башкирской аптечной сети «Фармленд». Почему из всех претендентов был выбран именно «Фармленд», на что пойдут полученные от продажи аптек средства и как изменится фармрынок Татарстана в ближайшие годы, он рассказал в интервью «Реальному времени».

«Мы продали все аптечные учреждения под всеми брендами»

— Артур Ринардович, ранее вы заявляли, что регулярно получаете предложения о продаже аптечной сети «36,6» от федеральных игроков, но отклоняли эти предложения. Как вас убедил «Фармленд»?

— За 17 лет работы мы достигли больших высот на рынке и Татарстана, и России. Мы заслуженно получили все фармацевтические награды – «Платиновая унция», «Золотая ступка». Кроме этого, были удостоены международной премии «Зеленый крест». Ни одна фармацевтическая сеть в Поволжье не имеет такого количества наград. К чему я веду? Наш актив очень ликвиден. На протяжении и последних 5-6 лет мы прочно входили в топ-50 крупнейших сетей РФ. Наши аптечные учреждения стоят в трафиковых, привлекательных местах. У нас имеется стабильная история партнерских отношений с дистрибьюторами, производителями и финансовыми структурами. Создан прекрасно обученный коллектив, разработаны хорошие IT-продукты, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию на рынке, на широту и глубину ассортимента. Были запущены к внедрению новые проекты. Все это говорит о том, что компания не готовилась к продаже.

Если изучать зарубежный опыт проведения консолидаций, то участниками таких сделок по продаже или приобретению компаний   являются как правило высоколиквидные, рентабельные, финансово -стабильные компании.

Но в последнее время на российском фармрынке все сильнее ощущается давление со стороны конкурентов. Появляется все больше и больше аптек-дискаунтеров, которые сводят нашу наценку к минимальной, практически к нулю. Раньше дискаунтеров было небольшое количество и мы с ними благополучно конкурировали.

Все сложнее наращивать средний чек, падает трафик в существующих аптечных сетях. Люди стали менее охотно тратить деньги на лекарства и стараются переходить с более дорогих на более дешевые. Если раньше аптека могла заработать на товарах для красоты и здоровья, сегодня этот сегмент пользуется все меньшим спросом. Интернет-торговля лекарствами не развивается. Непонятно, она будет в каком-то усеченном варианте или вообще будет запрещена.

Лучший способ оставаться последовательным и верным себе — это меняться вместе с обстоятельствами, видеть тенденции фармацевтического рынка, быть готовым принимать их и меняться… Рынок становится нестабильным и непредсказуемым. В такой среде очень сложно управлять бизнес-процессами. На рынок выходит много сильных игроков, которые имеют свои логистические структуры и серьезные IT-продукты. Это такие структуры, как «Магнит», который уже открыл несколько аптечных сетей и анонсировал до 2018 года открытие до 5 тыс. аптечных учреждений. Это серьезнейший игрок, который повлияет на рынок и его ценовую и кадровую политику. X5 Retail Group открыл 400 аптек и до конца 2018 года собирается еще увеличить сеть до 3 тыс. аптек. Мы находимся в постоянном кадровом голоде. Допустим, они откроют даже на двоих 5 тыс. аптечных учреждений. В каждую аптеку нужно, как минимум, четыре сотрудника. То есть всего нужно 20 тыс. кадров для этих двух структур. А у нас по всей России в год выпускается только 3-4 тыс. аптечных работников.

Исходя из всех этих факторов, мы приняли предложение «Фармленда» реализовать всю аптечную сеть. Мы продали все аптечные учреждения под всеми торговыми брендами.

-То есть более 100 аптек?

— Да.

— По сумме сделки называлась цифра в 1 млрд. рублей. Насколько эта цифра приближена к реальности?

— Эта информация конфиденциальная. Сумма сделки, озвученная ранее некими экспертами не является достоверной.

Поэтому могу сказать только одно -названная цифра не отражает реальности.

-Претенденты помимо «Фармленда» были?

-Я и раньше получал достаточно часто предложения о продаже аптечной сети, но так серьезно их не рассматривал.

— Претенденты конечно были. Но с «Фармлендом» мы сработали оперативно.

— Они вас привлекли предложенной ценой?

— Оперативностью. Сделка закрылась очень быстро. Приводя цитату У. Черчилля : «Лучшее свидетельство справедливости соглашения в том, что оно в полной мере не устраивает ни одну сторону». Любое соглашение- это компромисс. В данном случае мы его достигли.

«К новому году появится стратегия развития медицинских центров»

— А что стало с медицинскими центрами Академии здоровья «Звезда»?

— Медицинское направление мы полностью сохранили. Как раз в медицинское направление мы переориентируем все силы и средства. Отчасти и материальные средства, вырученные от этой сделки.

— Какова стратегия развития этих медицинских центров?

-У нас много новых проектов, сейчас мы их прорабатываем и обязательно анонсируем ближе к концу года. На данном этапе я полностью хочу погрузиться в развитие своих медицинских клиник, на это ранее у меня катастрофически не хватало временных и человеческих ресурсов. Есть много интересных и новых проектов которые я хотел бы внедрить.
Я поставил для себя и своей команды цель, и мы будем уверенно к ней идти. Будет много интересной и увлекательной работы и будут новые радостные моменты победы.

-То есть вы планируется увеличение количества медицинских центров?

— Да. Мы мониторим, где можно открыть новые медцентры в Казани и других ближайших регионах. Изучаем позитивный опыт московских клиник. Точно могу сказать, что в имеющихся центрах мы будем внедрять новые проекты, и они получат дополнительный толчок к развитию.

— Вы имеете в виду, что в этих медцентрах расширится перечень оказываемых услуг?

— Да, появятся новые услуги для клиентов, будем развивать аппаратную диагностику.

— Сколько сейчас действует медицинских центров и где они расположены?

— Сейчас в Казани работает 4 медицинских центра. В районы Татарстана мы заходить не планируем.

— Думаете, там спроса не будет?

— Да, спрос на медицинские услуги и так невелик.

— Все –таки, до какого уровня вырастет количество ваших медицинских центров?

— Чтобы говорить языком цифр, надо полностью изучить рынок. Понять, какие услуги мы можем предоставлять и только после этого говорить о количестве медцентров.

— Думаете ли вы о специализации этих центров?

— Может быть, будет и специализация. К новому году уже появиться какое-то видение, стратегия развития. Сделка только завершена. Я хотел бы выразить благодарность сотрудникам, с которыми долго работал. Тем, с кем создавал свою сеть. Также хотел бы поблагодарить все фармацевтическое сообщество за то, что научили нас за эти 17 лет, каким образом нужно работать. Хочу выразить благодарность и команде, которая осталась со мной и будет развивать медицинское направление. Думаю, вместе мы добьемся еще больших побед и высот. Но мы не ушли полностью из фармацевтического бизнеса. У нас сохранилось оптовое направление, где мы работаем и продолжаем работать.

«Через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети»

— Получается, в Татарстане, помимо «Казанских аптек» и «Сакуры» местных частных аптечных сетей не останется?

-Возможно и такое…

— Татарстанский фамррынок пережил несколько экспансий –региональных и федеральных…

— Сначала была экспансия ижевская. Это сеть, которая сейчас называется «Аптека от склада». Потом пришли самарские сети. Также в республике представлены московские аптечные сети. В Татарстане достаточно много аптечных структур, чьи головные офисы расположены в других регионах.

— Это хорошо или плохо?

— Конкуренция – это всегда хорошо. Она заставляет искать новые решения, выходы из ситуации, идти вперед. Мы всегда были одними из лидеров рынка. По количеству аптечных учреждений в Казани всегда занимали первое место, а по объему продаваемой продукции в денежной массе- третье.

-Как изменится рынок Татарстана с приходом «Фармленда»?

— Мы были той сетью, на которую равнялись все местные сети. И когда произошла сделка, многие звонили и спрашивали у меня: «Что ж будет с рынком?»

Мне кажется, что рынок Татарстан кардинально поменяется в ближайшие год-полтора. Это связано с тем, что будет происходить консолидация. Более крупные игроки будут поглощать боле мелких, рынок будет укрупняться. Выживать станет гораздо сложнее. И наша сделка-далеко не последняя. Это стандартная ситуация. Может быть, придут международные игроки. Думаю, через полтора-два года в Татарстане не останется ни одной местной сети.

-Почему-то поглощаются только татарстанские аптечные сети. Прецедентов, чтобы сеть из Татарстан вела экспансию на другие рынки, не было.

— И не будет. Для этого нужны серьезные ресурсы, а не только желание. Нужно сильно рисковать и иметь полный производственный цикл- дистрибуцию, розницу, производство. У «Протека», к примеру, есть свои заводы по производству медикаментов, дистрибьюторское звено, розничная сеть. Аналогичная ситуация у «Катрена» и «СИА интернейшнл ЛТД». При возникновении проблем в розничном звене у них имеется подпитка из других источников. И эффект масштаба тоже никто не отменял. Небольшие региональные сети самостоятельно работают только в рознице и не могут выйти за пределы региона. А, тем более, поглотить кого-то. Чтобы поглотить другие сети, им нужны колоссальные средства, миллиарды рублей.

«Аптеки 36,6» — республиканская аптечная сеть, работающая на фармацевтическом рынке Татарстана более 17 лет. Насчитывает более 100 аптек. Также в группу компаний входят четыре многопрофильных медицинских центра Академия здоровья «Звезда», три ортопедических салона «Ортоэкс» и аптеки социального формата «Отличная» и «Аптеки низких цен». В городах за пределами Республики Татарстан были открыли аптеки под брендом «Звезда».

Артур Уразманов.

Основатель группы компаний «36 и 6». Родился в 1971 году в г. Казани. В 1996 году окончил Казанский государственный медицинский университет – медико-профилактический факультет. В 1998 году окончил Казанскую государственную медицинскую академию по специализации «Социальная гигиена и организация здравоохранения». В 1999 году прошел ординатуру при ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия», специализация – организация здравоохранения и общественное здоровье. В 2007 году окончил Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина по президентской программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ (менеджмент).

Еще больше новостей

Итоги проведения лекции «Школы пациентов» от 06.02.20
Итоги проведения лекции «Школы пациентов» от 06.02.20

6 февраля в медицинском центре «ЗВЕЗДА» на ул. Фрунзе, 17 прошла школа для пациентов, посвященная теме "К...

7.02.2020
Подробнее
Дарим подарки за отзывы!
Дарим подарки за отзывы!

Дарим подарки за отзывы! Рады объявить конкурс с приятными подарками для вас и полезной информ...

6.06.2022
Подробнее
Заседание Членов Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан (АПМСБ РТ)
Заседание Членов Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Республики Татарстан (АПМСБ РТ)

24 сентября 2024 года в Казани прошло заседание Членов Совета Ассоциации предприятий малого и среднего би...

24.09.2024
Подробнее

Записаться на прием через контактный центр или самостоятельно

Вы посещали нашу клинику?